Илон Маск: наш единственный шанс сохранить свой вид, а не быть порабощенными искусственным интеллектом – это слиться с ним.

В июле показала результаты своей работы одна из компаний Илона Маска Neuralink, которая работает над технологией подключения человеческого мозга к компьютерной системе.

Ранее о работе компании почти ничего не было известно, ее называли «секретным» проектом Маска. Основная цель компании – разработка технологии, которая позволит имплантировать электронные интерфейсы парализованным людям, чтобы те имели возможность использовать для общения компьютерную технику и смартфоны. Еще в июне 2016 года Маск обсуждал идею создания «нейроленты» (neural lace), которая в научно-фантастических рассказах Иэна Бэнкса используется представителями сверхцивилизации «Культура» (The Culture).

Компания была основана в 2016 году, а первые публикации о ней появились в марте 2017 года. Илон Маск инвестировал в Neuralink более ста миллионов долларов и принимает активное участие в ее деятельности. В апреле 2017 Маск заявил, что компания стремится сделать устройства для лечения серьезных заболеваний головного мозга в краткосрочной перспективе, а конечная цель состоит в усовершенствовании людей. «Мы достигнем симбиоза с искусственным интеллектом!»

16 июля 2019 года в Лаборатории Нанотехнологий Marvell в Беркли прошла презентация, на которой Илон Маск и команда компании Neuralink представила результаты своей двухлетней работы над технологиями будущего – нейроинтерфейсы мозг-машина. Вот, что рассказал Илон Маск на презентации.

– В компании работает невероятно талантливая команда, – сказал Илон. – Основная цель этой презентации – рекрутинг, привлечение специалистов. Мы очень хотим, чтобы самые талантливые в мире люди работали в нашей компании. Нам очень нужны талантливые сотрудники в 20 областях.

Зачем существует Neuralink.

  • Понять и лечить расстройства работы мозга, возникающие от различных заболеваний (болезнь Альцгеймера, деменции и др.), от несчастных случаев или врожденные.
  • Сохранить мозг в работоспособном состоянии и улучшить его.
  • Создать гармоничное будущее.

– Это произойдет не сразу, а постепенно. Мы поэтапно будем браться за все более сложные задачи, пока, в конце концов, не сделаем полный интерфейс мозг-машина. Мы достигнем симбиоза с искусственным интеллектом. Конечно, это будет не обязательным, а лишь, если вы этого захотите. Необходимость этих разработок определяется уровнем развития цивилизаций. С развитием искусственного интеллекта, даже в самом лучшем сценарии мы останемся не у дел.

Мы надеемся создать в вашем мозге третий слой  над лимбической системой и корой – цифровой слой сверхинтеллекта, который на самом деле уже существует. Это смартфоны и компьютеры. Узкое горлышко здесь – скорость взаимодействия. Главная проблема нейроинтерфейсов – их пропускная способность. Особенно это касается скорости вывода информации, потому, что большинство людей печатает двумя пальцами. При этом зрение обеспечивает скорость ввода информации гораздо более высокую. Но, в конечном счете, пропускная способность будет ограничивать наши возможности слияния с искусственным интеллектом.

После решения вопросов заболеваемости мозга мы перейдем к вопросу экзистенциальной опасности ИИ. Мы хотим создать хорошее будущее.

   * Мозг состоит примерно из 100 миллиардов клеток, которые называются нейроны. Нейроны представлены большим количеством сложных форм. Но, в основном, они имеют дендриды, клеточное тело и аксон. Нейроны в вашем мозге соединяются в большую сеть с помощью синапсов. В этих точках соединения нейроны передают друг другу информацию, используя химические сигналы, которые называются нейромедиаторы. Они высвобождаются из окончаний аксонов в результате импульса, называемого потенциал действия. Как  только  клетка получает достаточно нейромедиаторов одного вида, запускается цепь реакций, которая приводит к возникновению потенциала действия. В свою очередь, нейрон передает импульсы в синапсы. Потенциал действия создает ток, который распространяется от нейрона и может быть обнаружен, если рядом установить электрод. Это позволит записать информацию, предоставляемую нейроном.

– Все, что вы ощущаете, чувствуете, слышите, думаете, – все это потенциал действия, просто всплески нейронной активности. Это просто нейронные импульсы. Нейроны представляют 

информацию в статистике скорости и точное время всплесков. Наша цель – регистрировать и избирательно стимулировать как можно больше нейронов в различных областях мозга. И делать это лучше, чем позволяют существующие методы. Безопасно и без серьезного хирургического вмешательства. Как при лазерной коррекции зрения, когда вы просто садитесь, аппарат делает то, что нужно, и вы уходите через несколько часов.  И все. Даже не в больнице.

Ключевой инновацией нового нейроинтерфейса является использование очень тонких полимерных нитей с электродами. Их диаметр составляет от четырех до шести микрометров, что в десять раз меньше, чем толщина человеческих волос. Они примерно размером с нейрон. На каждой такой нити расположены по 32 электрода, а их общее число в начальной версии технологии достигает десять тысяч. 

– Система, которую мы разработали, даже в первоначальной версии имеет 10 тысяч электродов. Каждый чип, размером 4 на 4 миллиметра имеет тысячу электродов. А их можно довести до 10. Для сравнения, лучшая система для стимуляции пациентов, с болезнью Паркинсона оперирует десятью электродами. Наша система в тысячу раз лучше имеющихся на сегодняшний день, и она умеет не только считывать, но и записывать информацию. В следующих версиях разрыв будет еще больше.

Чтобы не повредить сосуды, нужна большая точность, и здесь нужен робот. Для внедрения в мозг животного или человека интерфейса, компанией был создан специальный робот. Робот видит нить через микроскоп. Обладающий искусственным интеллектом, он способен самостоятельно оценивать проходящие в толще коры головного мозга кровеносные сосуды и устанавливать, не повреждая кровеносного русла, «нити» Neuralink, которые служат для улавливания импульсов и стимуляции нейронов. Через небольшое отверстие машина проникает в полость черепа и аккуратно вводит нити, избегая повреждения тканей и кровеносных сосудов. За минуту робот способен имплантировать шесть нитей, то есть на полную интеграцию интерфейса в мозг человека уйдет всего 16 минут. Даже с учетом подготовки пациента к процедуре, ее общее время не идет ни в какое сравнение с обычными многочасовыми неврологическими операциями.

Ноу-хау Neuralink заключается в революционном чипе, отвечающем за оцифровку сигнала. Он также был представлен на презентации.

– Через небольшое отверстие чип помещается внутрь, – сказал Маск, – затем оно сжимается до 2 миллиметров, и его можно просто заклеить, даже швы не нужны. Интерфейс чипа беспроводной. Из вашей головы не будет торчать никаких кабелей, фактически – это bluetooth.

Прямо на теле человека происходит прием сигналов с нитей-электродов, его очистка от шума, оцифровка и усиление. На внешний компьютер идет уже готовый к интерпретации сигнал через самый обычный разъем USB-C. Ранее в нейроимплантатах подобный подход не применялся.

Устройство будет сертифицировано FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США). Мы очень надеемся, что клинические испытания с людьми нам удастся начать уже в конце следующего года.

– ИИ потенциально может быть последним изобретением человечества, – сказал Макс Ходак (Max Hodak) президент компании Neuralink. – тогда интерфейсы мозг-машина с высокой пропускной способностью могут стать первым изобретением в следующей главе истории цивилизации. Всю информацию, которая нам нужна, можно найти в статистике нейронных импульсов. А значит, нам нужно погрузиться в мозг.

До нас проблемами интерфейса мозг-машина занималось множество лабораторий и исследовательских центров.

*   В 1969 году Эберхард Фетц (Eberhard Fetz) соединил один нейрон мозга обезьяны с циферблатом перед ее лицом. Стрелки должны были двигаться, когда нейрон активировался. Когда обезьяна думала так, что активировался нейрон и стрелки смещались, она получала конфету со вкусом банана. Со временем обезьяна стала совершенствоваться в этой игре, потому что хотела больше вкусных конфет. Обезьяна научилась активировать отдельный нейрон и стала первым персонажем, получившим нейрокомпьютерный интерфейс.

С конца пятидесятых годов кохлеарный имплант был установлен миллионам глухих пациентов. Тогда же были изобретены первые имплантируемые массивы - микроэлектродные матрицы (МЭМ). В течение нескольких десятилетий прогресс был довольно медленным из-за отсутствия адекватного программного обеспечения, но к середине 90-х годов ситуация начала меняться и с тех пор все ускоряется.

В 1991 году более 20 пациентов получили стоканальную мультиэлектродную матрицу, разработанную университетом Юта

Более сотни тысяч пациентов с болезнью Паркинсона, тремором и дистонией прошли через процедуру глубокой стимуляции мозга.

BrainGate представляет собой систему из датчиков, имплантированных в мозг, и внешнего декодирующего устройства, которое можно подключить к протезу или любому другому внешнему устройству. В мае 2012 года двое пациентов, несколько лет назад пережившие стволовой инсульт, смогли управлять механическими протезами рук, в том числе двигать кистью и брать в руки предметы. Одна из участниц испытаний, Кэти Хатчинсон, смогла выпить кофе без посторонней помощи  впервые за 15 лет.

Наша работа – продолжение их деятельности. Так почему бы не использовать одно из этих устройств? Но это совершенно иные платформы, созданные для совсем иных узких задач. Нам пришлось все начинать с нуля и создавать то, что соответствует нашим целям. Мы знали, что все, что бы мы ни создали, – оно должно быть беспроводное, без коннекторов и проводов под кожей. Устройство должно быть долговечным, с высокой пропускной способностью. Она должна обеспечивать выполнение любых задач: управление курсором, печать на клавиатуре, управление роборукой, а в будущем – зрением. Устройство должно быть доступным для использования в домашних условиях. Мы работали над несколькими прототипами.

На основе этих разработок мы пришли к устройству N1. В нем 3 072 электрода, полностью имплантированной сборки. Снаружи остается только USB-C порт. Затем мы проанализировали безопасность, долговечность и пропускную способность.

Это устройство нам дало много информации  для понимания архитектуры, которая станет основой для нашего первого продукта для человека. Основной его компонент – это и есть сенсор N1. Герметичный чип встраивается в упаковку. Эти устройства действительно очень маленькие. Человек вообще не может взаимодействовать с ними руками. Поэтому нам пришлось создать хирургического робота. Пришло понимание того, где находятся сосуды, как выглядит ткань. Что поверхность мозга подвижна, потому, что вы дышите, и у вас бьется сердце. Рядом находится нейрохирург, который определяет, куда будут установлены нити. 

Мы можем установить множество имплантов N1, возможно до десяти в одном полушарии. У первых пациентов мы планируем установить четыре сенсора. Они будут подключены к индуктору, который располагается за ухом с помощью очень тонких кабелей, проходящих под скальпом. Далее это беспроводным способом будет подключено к внешнему устройству – передатчику, который мы называем «лимб». В нем расположен модуль bluetooth и батарея. Управление будет осуществляться со смартфона. Наши первые продукты – три основных типа направлений:

Первый – дать пациентам возможность управлять их мобильным устройством. Цель в том, чтобы заменить социальных работников, нажимающих на кнопки, и в этом стать самодостаточным. Затем перевести вывод с телефона на клавиатуру и мышь компьютера. Это будет как обычная клавиатура или мышь bluetooth. В основном испытания будут направлены на работу с пациентами, полностью парализованными из-за травмы верхней части спинного мозга.

О считывании, расшифровке сигналов и обратном возбуждении нейронов рассказал Филипп Сейбес (Philip Sabes) – старший научный сотрудник Neuralink.

– Мы считываем нейронные импульсы, которые и являются потенциалами действия, – говорит Филипп. – Это базовый элемент взаимодействия в мозге. Для того, чтобы помочь парализованным людям управлять компьютером, нам нужно достичь первичной моторной коры и записать то, что там происходит. Моторная кора – это та часть, которая посылает сигналы спинному мозгу и мышцам, контролируя движения. И делает это она с помощью потенциалов действия. Собрав массивы данных, мы создаем алгоритмы расшифровки, которые настраиваем в соответствии с поступающей информацией. Парализованный человек будет только думать о движении мышкою, нейроны головного мозга при этом все равно активируются, и курсор будет двигаться. Недавно вышел результат исследования, в котором говориться, что можно расшифровать речь. Значит, можно будет расшифровать активность нейронов-артикуляторов и создать искусственную речь и вернуть возможность говорить парализованному человеку, который не может говорить. Нет никаких принципиальных причин, по которым мы не можем охватить всю моторную кору. Это даст нам доступ к любому виду движения, о котором может подумать человек. Абсолютно любому, хоть даже занятиями кун-фу. Это позволит парализованным людям управлять, например, 3-D аватаром в онлайн играх или спорте, а также управлять различными вспомогательными робоустройствами. Наконец, когда появятся технологии стимулирования спинного мозга, нервов или мышц, это даст возможность человеку полностью управлять своим телом.

Но нам важно иметь двусторонний канал информации, то есть не только получать ее из мозга, но и загружать в мозг. Основной инструмент для этого – все тот же электрод рядом с нейроном. Оказывается, если через электрод пройдет небольшое напряжение, ближайшие нейроны активируются. Появится потенциал действия. Эта технология уже широко используется в кохлиарных имплантах. Уже десятилетия ими пользуются глухие, и совсем недавно стали возвращать зрение слепым. Можно будет использовать эту же технологию для восстановления чувств, осязания или зрения.

У наших устройств есть потенциал предлагать индивидуальную прицельную терапию больным с различными нарушениями работы мозга: болезнь Паркинсона, дистония, депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство, эпилепсия, тиннитус, хронические боли.

Записывая, анализируя и активируя другие области мозга, совершенствуя нашу аппаратуру и накапливая знания, можно будет расшифровывать и активировать другие функции мозга.

Нейронауки показали, что нам доступен широкий спектр информации в мозге. К примеру, мы знаем, что есть сигналы, программирующие речь и язык. Сигналы, программирующие наше настроение, чувство боли, чувство голода и жажды, есть сигналы, программирующие наши воспоминания и даже такие абстрактные вещи, как матанализ. Neuralink хочет дать доступ к этим сигналам, к этой информации, как для того, чтобы исправлять нейронные сети, так и для того, чтобы дать нам прочную связь с миром, друг с другом и с собой.

– Я очень горжусь командой Neuralink, – сказал Илон Маск в заключение презентации, – они проделали невероятную работу. Наша деятельность не задумывалась в качестве закрытой системы. Я думаю, что будет только лучше, если и другие примут в этом участие. Для нас очень важно, чтобы это было полезно для всех. Чтобы оно внедрялось легко.

На вопрос о вживлении чипа в животных и результатах, Илон ответил, что результаты опубликованы, но, в общем, крысы чувствуют себя хорошо, у них не выявлено никаких нарушений, а обезьяна смогла управлять компьютером, используя свой мозг.

– Система Neuralink – добавил он, – превосходит самую прогрессивную на сегодняшний день мультиоэлектродную матрицу, разработанную в университете Юты, если не в тысячу, то, как минимум, в сто раз. Скорее всего, имеет смысл  нам произвести больше роботов и предоставить чипы ученым, чтобы продвигать науку. Мы определенно нацелены на то, чтобы предоставить доступ ученым к нашим данным.

– Думаю в долгосрочной перспективе, – заявил Маск, – люди, подключенные к нейролинку, смогут общаться телепатическим методом! Технически, передача будет осуществляться радиоволнами. Вы сможете общаться на уровне сложной структуры мемов, используя мемы версии Докинза. Это будет новый вид общения – концептуальная телепатия. Конечно же, по согласованию сторон. Сложно сказать, какое будет будущее с такими интерфейсами. Но я уверен, что мы сможем сделать мир лучше. Когда я говорю «мы», я имею ввиду человечество. Человечество сможет обратить внимание на большое количество страданий и исправить их.

Следует отметить, что в комментариях на эту презентацию в сети уже появились опасения о потенциально возможном вмешательстве в мотивационно-волевую сферу человека и управлению им. Есть даже заявления, что эра захвата искусственным интеллектом нашей расы началась! Однако об этом говорить пока рано, так как вживление имплантов и выбор участков мозга для этого, как заявляет Илон Маск, будет осуществляться только с согласия реципиента. Стремление команды Neuralink сделать технологию доступной и распространить ее как можно шире дает возможность ее обсуждения общественностью и выработки норм новой этики и правил контроля. Это и должно стать гарантом исключения недружественного вмешательства в разум человека.

Подписываться

Хотите быть в курсе всех новостей из мира биотехнологий, открытий в медицине и перспектив продления жизни и бессмертия?


https://t.me/kriorus_official