В США клонирован самец лошади Пржевальского, ДНК которого хранилось в криокамере с 1980 года

6 августа 2020 года — важная дата для генетики и крионики. Это День Рождения жеребёнка по имени Курт. «Отцом» клона был жеребец Купорович (номер SB615), живший на нашей планете с 78 по 98 годы прошлого столетия. Курт растёт в Техасской ветеринарной клинике, а затем будет перевезён в зоопарк в Сан-Диего и присоединится к стаду.

Достижение можно считать революционным: уникальный проект клонирования замороженного ДНК лошади Пржевальского — часть программы по сохранению генетического разнообразия этого краснокнижного вида диких лошадей. Животные были открыты в 1879 году Николаем Пржевальским в Средней Азии. В XX веке вид чуть не исчез. В естественной среде лошади выжили только в пустыне Гоби благодаря оазисам. Популяция была сохранена в зоопарках. Международный союз охраны природы занёс лошадь в Красную книгу как вид, исчезнувший из природы. Ныне существует около 2000 лошадей Пржевальского, генетическое разнообразие которых очень низко. Предками всех особей были всего 12 лошадей. Из-за утраты генетической вариативности популяция становится более уязвимой к болезням и изменениям окружающей среды, климата и ареала обитания.

Геном SB615 содержал значительно больше генетических вариаций, чем любая живая лошадь Пржевальского, поэтому его выбрали для клонирования. Успешное размножение увеличит генетическое разнообразие за счет повторного введения утраченных вариантов в выжившую популяцию. Клонированный жеребец увеличит изменчивость и поможет виду не выродиться.
Жеребца удостоили имени Курта Бениршке (Kurt Benirschke), основателя «замороженного зоопарка» SDZG Frozen Zoo. Предусмотрительный генетик разработал программу сохранения генетического материала исчезающих видов животных. Биобанк при зоопарке хранит бесценные для науки крионированные ДНК с 1975 года. В то время ещё не были разработаны технологии клонирования замороженных генов, но в SDZG Frozen Zoo были крионированы около дюжины лошадей.

31 августа 2020 года: Курт тестирует ноги в техасской ветеринарной клинике, где он родился. (ВиаГен Лошадь)

28 августа 2020 года: Клонированный жеребенок Пржевальского стоит рядом с суррогатной матерью, домашней кобылой. (Скотт Стейн)

Программу сохранения и восстановления исчезающих видов реализуют вместе две компании, специализирующиеся на защите и сохранении генов животных: Revive & Restore https://reviverestore.org  и  ViaGen Pets & Equine https://viagenpets.com/.
Биолог Бен Новак из Revive & Restore назвал первое за 17 лет клонирование лошади Пржевальского научным прорывом: https://twitter.com/BenJNovak1/status/1302378852853985283?s=20
Организация «Восстановление и возрождение» приводит на своём сайте список животных, которые были клонированы, чтобы спасти генофонд:

Два диких вида, которые находятся под угрозой исчезновения - лошадь Пржевальского (клонирована в 2020 г.) и бантенг (яванский бычок, 2003 г.). Двумя дикими видами, которые занесены в список уязвимых, являются гуар (азиатский бык, 2001 г.) и муфлон (европейский вид овец, 2001 г.). Букардо, или пиренейский горный козел, был клонирован в 2003 году из замороженных клеток. Он считался (и считается) вымершим (см. Novak, 2018 https://www.mdpi.com/2073-4425/9/11/548/htm).

Также клонированы такие дикие виды, как койот, волк, белохвост.

Компания намерена клонировать ещё 6 редких видов, в числе которых шерстистый мамонт, исчезнувший 4 тысячелетия назад. Джордж Черч из Гарварда, тоже занимающийся исследованиями с целью клонировать мамонта, как и многие современные учёные, придерживается мнения, что обычному клонированию на смену придёт клонирование с предварительным редактированием генома. В случае с людьми это будет особенно актуально, поскольку позволит не просто отобрать наиболее удачный вариант генов, но и расширить возможности человека: избавить ребёнка от болезней или сделать его гением, что уже пробовали осуществить в Китае.

Есть мнение, что использовать кошку или самку другого животного для вынашивания клонированного зародыша противоестественно, тем более, эксперимент не всегда проходит успешно. А чтобы организм матери принял ребёнка, и вынашивание прошло успешно, приходится использовать гормональные средства. С точки зрения генетики, возникают опасения увеличения вероятности близкородственного скрещивания особей животных, если их будут клонировать слишком часто, и клоны начнут бесконтрольно спариваться. Ведь это может привести к ухудшению выживаемости потомства или болезням.
Тем не менее, технологии активно совершенствуются, и риск ошибки уменьшается. Например, сейчас достаточно оплодотворить 3 самок собак, чтобы на свет появился клонированный щенок. А раньше требовалось около 100.

Вероятно, через некоторое время процесс клонирования облегчится настолько, что нестрашно будет проводить его для человека. Клонирование — надежда на восстановление жизней людей, чей мозг по каким-то причинам не был сохранён, но была крионирована их ДНК. Восстановить память и опыт человека в будущем можно будет с помощью сбора и систематизации информации о нём.

Источник: авторы о своём проекте клонирования

Жеребёнок Курт и его мать

Подробнее про клонирование: https://reviverestore.org/projects/przewalskis-horse/about-cloning/

Ещё англоязычые ссылки:
https://time.com/5886467/clone-endangered-przewalskis-horse-zoo/  источник
https://birdinflight.com/ru/novosti/20200907-clone-endangered-przewalski... видео
https://institute.sandiegozoo.org/resources/frozen-zoo%C2%AE ссылка из источника на исследовательский центр

Подписываться

Хотите быть в курсе всех новостей из мира биотехнологий, открытий в медицине и перспектив продления жизни и бессмертия?